Закрыть
подождите...
26.02.2018

Школьные лесничества Кемеровской области

Информация о школьных лесничествах Кемеровской области

Областная акция "Юные друзья  леса"

Акция для школьников Кемеровской области проводится в социальной сети «ВКонтакте». Популярность этой социальной сети среди подростков и молодежи поможет обеспечить устойчивый интерес к теме и активизировать природоохранную деятельность. Участники группы будут сообщать об участии в мероприятиях по посадке деревьев, расчистке лесов от мусора, публиковать фотографии, видеоролики о результатах проведенных природоохранных акций, делиться мыслями, впечатлениями, инициативами. Адрес сообщества «Друзья кузбасского леса» в социальной сети «ВКонтакте» здесь

Условия акции "Юные друзья леса"

Приказ департамента лесного комплекса Кемеровской области по итогам акции "Юные друзья леса"

Материалы для проведения Международного дня лесов

Аннотация к презентации

ПРОГРАММА развития движения школьных лесничеств (Утверждена приказом Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145) — скачать (в формате pdf)

Образовательная программа по организации лесохозяйственной учебы в школьном лесничестве
Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам
Примерное положение о школьном лесничестве
Примерный договор о сотрудничестве государственного (муниципального) образовательного учреждения и организации лесного хозяйства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества
Примерный план работы школьного лесничества
Резолюция Всероссийского съезда школьных лесничеств
План мероприятий по развитию движения школьных лесничеств

Как создать школьное лесничество. Методическое пособие

Как вырастить лес. Методическое пособие

ЛЕС И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО Учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ

Редкие лесные растения России. Выявление и меры охраны при лесопользовании
 

По инициативе Рослесхоза в стране началось возрождение школьных лесничеств. В конце 2012 года в Пушкино состоялась конференция, участники которой обсуждали, что и как нужно сделать, чтобы вернуть былую мощь и славу школьным лесничествам. Но и после этого актуального разговора множество вопросов по-прежнему остаются открытыми: в какой форме должны существовать школьные лесничества, как обеспечить их деятельность, в том числе законодательно и организационно. И вообще, какое объединение школьников на сегодняшний день можно считать школьным лесничеством? Ответ на этот вопрос не так-то прост, как покажется на первый взгляд. Хотите узнать почему? Давайте посмотрим на региональный опыт, возможно, он многое прояснит.
Наши тимуровцы
Не так давно, золотой осенью, я гуляла по самой настоящей дубраве. Подумать только я столько раз проезжала мимо, но даже и представить не могла, что увижу такую красоту в наших суровых краях. С изумлением окидывая взглядом раскидистые кроны и стволы дубов, явно не относящихся к «коренным жителям Сибири», размышляла о том, кто и когда высадил их здесь в таком количестве. Эти люди действительно оставили после себя добрый след...
Думаю, точно так же, с чувством благодарности и признательности, спустя несколько лет жители Драченинского сельского поселения будут вспоминать тех, кто высадил в Драченино, Худяшово и Трекино сотни саженцев сосны, елки, кедра, липы, рябины... Почему среди них преобладают деревья хвойных пород?
- Да потому что они так радуют глаз среди белого снежного однообразия. Представьте: зима, мороз - и вдруг яркая зелень хвои! - объясняют инициаторы столь масштабной озеленительной кампании.
Идея благоустроить село появилась у него еще в 2010-ом году, и Юрий Гайдук, старший инспектор территориального отдела по Промышленновскому лесничеству, подхватил ее с большим энтузиазмом в самом лучшем смысле этого слова. Как говорит о нем глава поселения Николай Максимович Бубнов, «он сам не дремлет и нам покоя не дает». Юрий Дмитриевич и стал «поставщиком» саженцев из Краснинского питомника. А настоящим «двигателем» озеленения родного села выступили старшеклассники Драченинской школы.
Зеленый заслон помойкам
«Массированный удар» по многочисленным брешам в местной экологии и «плодам» нечистоплотности некоторых жителей, устраивающих мусорные свалки прямо на улицах, здесь впервые нанесли весной 2011-го года. Тогда на расчищенную от мусора территорию под новое место жительства переехали 300 саженцев. С тех пор в общей сложности в самых разных местах – на территориях школ, клубов, на улицах (в расчете на то, что в посадки перестанут сваливать мусор) - их было высажено 3 500, но прижились примерно 2 500. В этом году трудовым десантом было переселено порядка тысячи крохотных деревцев, но 800 из них погибли. Основными причинами тому Юрий Гайдук считает равнодушие людей и руко¬водителей некоторых учреждений к столь благому делу. Например, в Драченино множество саженцев засохло нынешним жарким летом только потому, что живущие рядом с ними взрослые не захотели вылить в лунку лишнее ведро воды.
- Но их отношение к природе перевоспитать уже нельзя, - с горечью констатирует Юрий Гайдук, - его надо воспитывать с детства. Посадить дерево легко, но за ним нужно ухаживать».
Воспитывать творцов и покровителей леса…
Эту миссию и взяли на себя добровольно девятиклассники местной школы - Евгений Новожилов, Андрей Карачев, Иван Гращенко, Антон Гайдук, Константин Юрьев, Владислав Иванов. На них держится весь питомник, созданный на пришкольном участке. Не за деньги, не за какие-то обещания и уговоры, зачастую сталкиваясь с полным непониманием со стороны обывателей (как это можно работать «за бесплатно»?), несколько мальчишек под руководством школьного учителя и инспектора лесничества в течение всего лета отливали, пропалывали посадки 600 сосенок-двухлеток, которые находятся «на доращивании» в питомнике. Кроме того, эти парни работали на ремонте школы, убирали территорию, выполняли планировку участка в детском саду. Как говорится, снимаю перед ними шляпу... Но все-таки, зачем им действительно это надо - «убивать» свои каникулы на заботу о маленьких зеленых питомцах, интересуюсь я, столкнувшись с таким редчайшим в наше время бескорыстием молодых ребят.
- Мы для села стараемся. И хотим, чтобы память о нас осталась. Чтобы наши дети потом говорили, что эти деревья вырастили их родители, - таков был ответ на мой вопрос.
К весне будущего года деревца в питомнике уже будут готовы для пересадки, так что теперь в Драченино есть и свой собственный посадочный материал. А планов здесь - действительно громадьё! Все эти же ребята выступили с инициативой, чтобы каждый выпускной класс оставлял после себя благоустроенный участок с зелеными насаждениями. А еще буквально в воздухе витает идея о создании в селе зоны отдыха, для которой напротив школы есть замечательное место и на разработку проекта которой можно было бы объявить в школе конкурс...
Конечно, для всего этого нужны деньги. Местному дотационному бюджету с этим не справиться, но глава поселения по возможности поддерживает новаторов преобразований на селе. Все вместе они - сила, которой, надеюсь, по плечу будет воплотить свои замыслы в жизнь.
Тесные рамки?
О прекрасном опыте преобразования окружающей среды силами энтузиастов: школьников и работников лесничества я рассказала не случайно. Как сами дети, так и их наставники не входят в состав никакого общественного объединения. Однако по объему работы, проделанной бескорыстно, «тимуровцы» вполне могут конкурировать со школьниками из любого школьного лесничества страны.
Сейчас в Кемеровской области полностью соответствуют критериям, предложенным Рослесхозом, только 3 школьных лесничества: «Терсинка» в Новокузнецком районе, «Юный лесовод» в Юргинском районе и «Экологи çутăлăх» (в переводе с чувашского «Эко-озарение» в Прокопьевском районе. Поводом для гордости является победа последнего во Всероссийском смотре-конкурсе школьных лесничеств в 2012 году.
Не вошло в список школьных лесничеств, поскольку не в полном объеме соответствует критериям Рослесхоза, Кемеровское школьное лесничество. Оно было создано в июне 2000 года на базе Кемеровской городской станции юных натуралистов и экологов (директор Шапочник Ирина Борисовна). Первоначально за школьным лесничеством было закреплено 5 га в Рудничном бору. Пригородный лесхоз, на базе которого действовало школьное лесничество, давно упразднили, а школьное лесничество осталось. Есть педагоги, бывшие работники лесного хозяйства, и дети, которым интересны знания о лесе. Двое учащихся этого лесничества представляли Кемеровскую область на Всероссийском лесном конкурсе «Подрост-2010»: Евгений Положенко и Анастасия Семенова.
- В НОУ «Юный исследователь природы» городской станции юных натуралистов обучается более 200 старшеклассников. У детей горят глаза, им интересно узнавать новое о природе. Ребята с большим интересом занимаются исследовательской работой, расширяют и углубляют знания, приобретают умения и навыки по лесной экологии и лесоводству, - рассказала Юлия Заболотнова, педагог МОУДОД «Городская станция юных натуралистов».
Экскурс в историю
Первое школьное лесничество было создано в Кемеровской области в 1968 году в поселке Мозжуха Кемеровского района. В 80-е годы по инициативе школьных учителей супругов Фурдиловых и при поддержке специалистов Черемшанского лесничества в Тисульском районе было организовано школьное лесничество «Тополек». Школьникам был выделен участок леса, за которым они ухаживали и охраняли. Был заложен питомник, юные лесоводы выращивали сеянцы кедра, сосны, ели. Сеянцы продавали не только в районе, но даже, говорят в Красноярский край. На вырученные деньги ребята ходили в походы по родному краю. В школе даже появился новый предмет – лесоводство. Работу школьного лесничества заметили, о нем стало известно в области. Школьники принимали участие в районных и областных конкурсах, занимали призовые места. В области к началу 90-х насчитывалось 40 школьных лесничеств, в которых обучалось около тысячи школьников. За ними было закреплено около 28 тысяч гектаров лесных массивов.
Поиск новых форм организации и ведения лесного хозяйства, реорганизация лесхозов в начале 90-х, привели к изменению их привычного статуса. Стало не до школьных лесничеств. Большинство из них перестало существовать. Забегая вперед, скажу, что богатый опыт, добрые традиции школьных лесничеств не пропали даром.
И в завершение
- Департамент помогает 3 школьным лесничествам и 19 отделам при учреждениях дополнительного образования (станциям юных натуралистов и экологов). В рамках всероссийского проекта «Возродим наш лес!» при образовательных учреждениях области организована работа 67 школьных питомников для выращивания древесных пород. Общая площадь питомников составляет 26,7 гектаров. К работе на школьных питомниках привлекается треть всех обучающихся в данных школах. В 2012 году школьники высадили 6000 саженцев и заложили новые питомники на площади 8,7 гектара, - говорит Вячеслав Михайлович Семехин, заместитель начальника областного департамента лесного комплекса.
Кроме того, с его слов, разработана и находится на согласовании региональная программа развития школьных лесничеств Кемеровской области.
Но остается открытым вопрос: стоит ли возрождать школьные лесничества в традиционном, привычном для всех виде? Ведь возможно, главное, это реально работать с детьми, применяя для этого более гибкие, современные формы работы. Пусть они будут непривычными, нестандартными и даже не «узаконенными», как например, в Промышленновском лесничестве! Ведь не для отчета мы работаем, а для реального результата!

Мы воспитываем будущих «творцов и покровителей леса», что, по мнению Л.Леонова, еще важнее, чем выращивать сам лес.