Закрыть
подождите...
09.02.2016

Контрольно-надзорная деятельность департамента лесного комплекса Кемеровской области

Доклад департамента лесного комплекса Кемеровской области об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора в лесах за 2015 год

Доклад департамента лесного комплекса Кемеровской области об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора в лесах за 2014 год

Доклад департамента лесного комплекса Кемеровской области об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора в лесах за 2013 год

Доклад департамента лесного комплекса Кемеровской области об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора в лесах за 2012 году
 

В целях исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений в январе 2007 года в Кемеровской области был создан департамент лесного комплекса. В настоящее время в состав департамента входит 19 территориальных отделов – лесничеств (в границах административного деления). Для осуществления контрольно-надзорной деятельности, в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации были установлены перечни должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль и надзор и федеральный государственный пожарный надзор на территории Кемеровской области, утвержденные приказами департамента лесного комплекса Кемеровской области от 14.01.2013 г. № 01-06/19 и № 01-06/20. Согласован с прокуратурой Кемеровской области план контрольно-надзорной деятельности на 2016 год и предыдущие годы. Планы проверок размещены на официальном сайте Департамента. Внеплановые проверки проводятся в установленном законом порядке.

Полномочиями по осуществлению федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах федерального государственного лесного надзора согласно Перечню должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, наделены по штату 51 сотрудник департамента, фактически исполняли функции 48 инспекторов. Государственные лесные инспектора являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области. Повышение квалификации по программе «Государственное управление лесами» инспектора регулярно проходили во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства.

Показатели контрольно-надзорной деятельности департамента

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011
Выявлено нарушений лесного законодательства 45 326 578 453 600
В том числе случаев незаконной рубки леса 59 225 228 212 224
С общим объемом незаконно заготовленной древесины, кбм 2621 8947 7753 12804 9236
Причиненный ущерб лесу, млн. руб. 15,6 50,1 56,03 65,978 49,931
Направлено в РОВД, материалов 41 125 159 138 126
Возбуждено уголовных дел 29 90 152 107 111
Взыскано в бюджет, тыс. руб. 455,5 19286 1026,3 1020,5 113,3
Составлено протоколов об административных правонарушениях 7 282 409 309 461
Привлечено к ответственности юридических лиц 4 27 35 64 85
должностных лиц 16 131 243 87 132
физических лиц 25 145 133 158 244
Наложено штрафов, тыс. руб. 118,1 987,6 1272,5 1104,0 1755,3

 

Показатель 2012 2013 2014 2015
Выявлено нарушений лесного законодательства  490  272  222 194  
В том числе случаев незаконной рубки леса  208  259  210  185  
С общим объемом незаконно заготовленной древесины, кбм  6590  12756  12519 6710  
Причиненный ущерб лесу, млн. руб.  27,646  83,29  65,5  33,5  
Направлено в РОВД, материалов  125  157  151  134  
Возбуждено уголовных дел  105 123  103  99  
Взыскано в бюджет, тыс. руб.  2554  2700,9  19301  19718,6  
Составлено протоколов об административных правонарушениях  463  496  414  375  
Привлечено к ответственности юридических лиц  152  118  136    
должностных лиц  131  118  81    
физических лиц  171  209  178    
Наложено штрафов, тыс. руб.  2794,9  2933,3  2202,9  4122,3  

Количество нарушений лесного законодательства в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилось с 222 до 194 случаев или на 12,6%, в том числе количество незаконных рубок снизилось с 210 до 185 случаев или на 12,0%. Количество выявленных случаев незаконных рубок, совершенных неустановленными нарушителями снизилось с 75 до 66 случаев или на 12%. Объем незаконно заготовленной древесины снизился с 12519 куб.метров до 6710 куб.метров или на 46,4%. Объем незаконно заготовленной древесины неустановленными нарушителями снизился с 8300 куб.метров до 2279 куб.метров или на 72,5%. Выявляемость незаконных рубок по кубомассе увеличилась с 33,7 % до 66%. Средний объем одного нарушения снизился с 59,6 куб.метров до 36,3 куб.метров.
В правоохранительные органы в 2015 году направлено 134 сообщений о лесонарушениях (в 2014 – 151), в т.ч. о незаконных рубках 132 сообщения (в 2014 – 149), в результате рассмотрения, которых возбуждено 99 уголовных дел (в 2014 – 103, все по незаконным рубкам). К уголовной ответственности привлечено 21 человек (в 2014 – 32).
Общая сумма причиненного ущерба от нарушений лесного законодательства снизилась с 107469,8 тыс.рублей до 48516 тыс.рублей или на 54,9%. Ущерб от незаконных рубок снизился с 65590,3 тыс.рублей до 33465,5 тыс.рублей или на 49,0%.
Общая сумма, возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства на территории Кемеровской области увеличилась с 19301,0 тыс.рублей до 19718,6 тыс.рублей или на 2,1%.
В 2015 году к административной ответственности за нарушения лесного законодательство привлечено 375 лиц (в 2014 – 395). Наложено административных штрафов на общую сумму 4122,3 тыс.рублей (в 2014 - 2202,9 тыс.рублей). Взыскано административных штрафов на общую сумму 3072,2 тыс.рублей (в 2014 - 1176,8 тыс.рублей).
Соотношение суммы взысканных штрафов к сумме наложенных увеличилось с 53% в 2014 году до 75%.
2015 году проведено 33 выездных проверок из них - 7 внеплановых проверок. В результате проверок выявлено 13 правонарушений, наложено административных штрафов на общую сумму 785 тыс. рублей, взыскано - 405 тыс.рублей. Выдано 9 предписаний об устранении нарушений лесного законодательства, 5 предписаний исполнено, по 4 срок устранения не истёк. По факту совершения незаконной рубки ОАО «СУЭК-Кузбасс» в объёме 162 куб.метров древесины и причинения вреда лесам в сумме 199,8 тыс. руб. материалы направлены в правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 260 УК РФ.
В 2015 году на территории лесного фонда Кемеровской области зарегистрировано 28 лесных пожаров. Ущерб лесному фонду не причинен. По всем фактам лесных пожаров, материалы которых направлены в отделы надзорной деятельности УМЧС России по Кемеровской области, вынесены решения об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия причинения ущерба лесному фонду Кемеровской области.
Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства (19718,6 тыс.рублей) к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства (48516,3 тыс.рублей) в 2015 году составило 40,6% или 634,4% от показателя (индикатора), установленного Государственной программой «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» (6,4%).
Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства (128) к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства (194) в 2015 году составило 66,0% или 86,8% от показателя (индикатора), установленного Государственной программой (76,0).
В 2016 года для выявления незаконных рубок планируется использовать беспилотные летальные аппараты ГУ МВД России по Кемеровской области, что позволит оперативно определять места, площади незаконных рубок и нарушения правил лесопользования.
Направлено обращение регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Кемеровской области (далее - ОНФ) о предоставлении на постоянной основе департаменту лесного комплекса Кемеровской области космических снимков лесных участков, поступивших в ОНФ, на которых зафиксированы места незаконных рубок лесных насаждений для организации проверочных мероприятий.
С целях повышения эффективности выявления нарушителей лесного законодательства:
- разработано и 30.11.2015 заключено с ГУ МВД России по Кемеровской области новое Соглашения о взаимодействии по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений и обороту незаконно заготовленной древесины;
- разработан и издан приказ от 15.04.2015 № 01-06/566 «О проведении патрулирования на территории лесного фонда для выявления нарушений лесного законодательства».
Для повышения эффективности обеспечения возмещения ущерба, причиненного лесонарушениями в 2015 году департаментом лесного комплекса Кемеровской области приняты следующие меры:
- проведены межведомственные совещания с УФССП России по Кемеровской области, на которых рассмотрены вопросы активизация межведомственного взаимодействия по возмещению ущерба за нарушение лесного законодательства, административных штрафов и взыскания задолженности по оплате за использование лесов с лесопользователей в Кемеровской области;
- организовано проведение ежеквартальных сверок исполнительных производств структурными подразделениями УФССП России по Кемеровской области и департамента лесного комплекса Кемеровской области;
- подготовлен и издан приказ от 10.11.2015 № 01-06/1928 «О мерах по усилению контроля за взысканием вреда, причиненного лесам, и привлечению виновных лиц к ответственности за нарушения лесного законодательства».
В рамках заключенного соглашения между ГУ МВД России по Кемеровской области и департаментом лесного комплекса Кемеровской области проведены межведомственные совещания с участием территориальных отделов (лесничеств) департамента лесного комплекса Кемеровской области и территориальных подразделений ОВД по исполнению требований Федерального закона № 415-ФЗ. 26.05.2015 проведена межведомственное рабочее совещание с участием руководителей департамента лесного комплекса Кемеровской области и подразделений УБЭП и ПК, ООПАЗ и УОДУУП ГУ МВД России по Кемеровской области по вопросу повышения эффективности межведомственного взаимодействия по исполнению положений Федерального закона № 415-ФЗ. Во исполнение решения совещания департаментом лесного комплекса Кемеровской области:
- подготовлено и 30.11.2015 заключено новое Соглашение о взаимодействии по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений и обороту незаконно заготовленной древесины между Департаментом лесного комплекса Кемеровской области и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области с учетом требований положений Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- подготовлены и направлены в ГУ МВД России по Кемеровской области разъяснения о порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сотрудниками органов внутренних дел.
В рамках Соглашения с ГУ МВД России по Кемеровской области осуществлялся регулярный обмен информации о выявленных фактах незаконной заготовки древесины, проводились регулярные совместные вертолётные рейды. В результате рейдов межведомственной мобильной группы оперативного реагирования возбуждено 15 уголовных дел, в том числе 13 дел по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ. Всего в ходе проведения рейдовых мероприятий территориальными отделами (лесничествами) совместно с сотрудниками ОВД выявлено 6 фактов незаконной рубки лесных, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ.
В целях информирования населения о результатах мероприятий по борьбе с незаконными рубками, обнаружении и наказании лиц, виновных в лесонарушениях, организовано взаимодействие со средствами массовой информации, разработан и реализован план информационной кампании по предотвращению незаконных рубок населением путем освещения в средствах массовой информации результатов мероприятий по борьбе с незаконными рубками. Информация по результатам оперативно-профилактических мероприятий (вертолетных облетов, совместных рейдов с правоохранительными органами) публиковались пресс-релизы, размещались на официальном сайте департамента лесного комплекса, Администрации Кемеровской области в сети Интернет, на сайтах информационных агентств, в электронных и печатных средствах массовой информации. Всего в 2015 году на тему охраны лесов и противодействия незаконными рубкам показано 45 сюжетов в программах региональных новостей (телеканал ГТРК – Кузбасс, СТС-Кузбасс, Россия, кабельное телевидение «Мой город», 10-канал), 23 сюжета на Радио «Маяк» и «Кузбасс Fm»), в том числе с использованием материалов оперативной съемки 10 видеосюжетов.
Кроме того, было опубликовано 14 статей в центральной прессе, областной и районной прессе, 64 сообщения информационных агентств. Телефон «прямой линии лесной охраны» региональной диспетчерской службы лесного хозяйства размещен на официальном сайте департамента лесного комплекса, с использованием средств социальной наружной рекламы (274 широкоформатных билбордов), в агитационных видеороликах (200 трансляций) на областном телевидении и в агитационных аудиороликах (240 трансляций). В сравнении с 2014 годом в 2015 году число обращений «прямой линии лесной охраны» в департамент увеличилось на 50%. Предположительно, рост обращений связан с активным размещением номера в средствах массовой информации, 82% граждан обратилось в департамент путем устного обращения на данный номер. Обращения граждан на указанный номер позволяют принять меры по оперативному расследованию деятельности в лесу на предмет легальности.
Наиболее острой проблемой является недостаточная штатная численность лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор. Так, по состоянию на 01.01.2016 штатная численность указанных лиц составляла 51 единиц, при нормативной - не менее 151 штатной единицы.
На приказ департамента о наделении полномочиями специалистов департамента, занимающие должности старший инспектор и инспектор территориального отдела по соответствующему лесничеству и не являющихся государственными гражданскими служащими Кемеровской области, по осуществлению федерального государственного лесного надзора (составление протоколов об административном правонарушении), в 2014 году внесен протест прокуратуры, в связи с тем данная категория должностей не являются государственными лесными инспекторами.
Острой проблемой также является низкая раскрываемость преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ (в 2015 – 21,2%). К ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ привлекаются, как правило, исполнители преступлений - сельские жители, обычно не имеющие средств на возмещение причиненного вреда. Организаторы незаконных рубок уходят от ответственности. Это связано с отсутствием в правоохранительных органах специализации следователей по расследованию уголовных дел данной категории.
Предложение: органам внутренних дел ввести специализацию следователей по расследовании преступлений в сфере лесопромышленного комплекса. Принимая во внимание, что указанные преступления в большинстве случаев совершаются в условиях неочевидности, органам внутренних дел необходимо акцентировать внимание на объективности и полноте проведенной проверки, в том числе использовании органами предварительного расследования полномочий по проведению следственных и иных процессуальных действий, производство которых, в соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ, допустимо в ходе рассмотрения сообщений о преступлении. В ходе расследования уголовных дел данной категории органам внутренних дел необходимо обращать внимание на своевременность и полноту следственных и иных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также на установление лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, использование в полном объеме экспертных возможностей и привлечение специалистов.
Имеют место факты отсутствия или несвоевременного уведомления департамента лесного комплекса Кемеровской области и его структурных подразделений (территориальных отделов по лесничествам) о принятых решениях органами внутренних дел по сообщениям о преступлениях, предусмотренных статьей 260 УК РФ, о принятых решениях по уголовным делам, возбужденных по данной статье. (Отделы МВД России по Кемеровскому, Яшкинскому, Мариинскому, Промышленновскому районам).
Предложение: органам внутренних дел обеспечить своевременное направление в департамент лесного комплекса Кемеровской области информации о принятых решениях по сообщениям о лесонарушениях и результатах расследования в соответствии с требованиями УПК РФ с приложением копий процессуальных документов.
Имеет место также проблема, связанная с организацией транспортировки и хранения незаконно заготовленной древесины. В 2015 году в ряде органов внутренних дел возникала проблема, связанная с изъятием, транспортировкой и хранением обнаруженной на месте происшествия незаконно заготовленной древесины до момента ее передачи для реализации в Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области (в ОВД по Кемеровскому, Тисульскому, Мариинскому районам). По данному вопросу ОВД обращались в департамент лесного комплекса Кемеровской области с предложениями организовать транспортировку и хранение изъятой древесины. В 2016 году по данной проблеме поступило обращение из ГСУ ГУ МВД России по Кемеровской области.
Департаментом в 2015 году, при наличии согласия лесопользователей, оказывалось содействие СО ОВД по Кемеровскому району в хранении и транспортировке незаконно заготовленной древесины, изъятой по уголовным делам №№ 15420543, 15420588. Однако, со стороны СО Отдела МВД по Кемеровскому району не было принято мер с целью решения вопроса компенсации лесопользователям процессуальных издержек, связанных с хранением, транспортировкой древесины, что в дальнейшем не позволило департаменту лесного комплекса Кемеровской области оказать содействие в решение вопроса хранения и транспортировки незаконно заготовленной древесины по другим уголовным делам.
Департамент лесного комплекса Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством и Положением о Департаменте лесного комплекса Кемеровской области, осуществляет свою деятельность, т.ч. федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, и собственных доходов областного бюджета. Федеральным и областным бюджетом не предусмотрено финансирование деятельности департамента, связанной с транспортировкой и хранением незаконно заготовленной древесины. Также, непосредственно в департаменте лесного комплекса Кемеровской области отсутствует соответствующая техника для погрузки и транспортировки древесины.
В целях реализации положений части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации и во исполнение пункта 7 поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 29.11.2010 № ВЗ-П9-8105 департаментом определены места временного хранения, учета и реализации изъятой незаконно добытой древесины – территории автономных учреждений Кемеровской области (лесхозов) подведомственных департаменту. Однако, действующими нормативно-правовыми актами неустановлен порядок финансового обеспечение расходных обязательств, связанных с хранением, транспортировкой незаконно заготовленной древесины.
Информация о проблемах, связанных с транспортировкой, хранением незаконно заготовленной древесины направлялась департаментом в ГСУ ГУ МВД России по Кемеровской области, Рослесхоз и Росимущество.

Для информирования населения о принятых федеральных, областных, муниципальных нормативных правовых актах, об управленческих решениях по актуальным вопросам, о практике и результатах работы с обращениями граждан использовались активные формы диалога с населением. В департаменте организована «горячая линия» тел. (384-2)-54-04-14, на которую поступают сообщения обо всех случаях нарушений лесного законодательства и прав граждан. На «горячую линию» граждане могут сообщать обо всех случаях нарушений лесного законодательства.
С января 2010 года действует Интернет-сайт департамента, где в качестве дополнительных мер борьбы с нарушениями лесного законодательства, организации антикоррупционной деятельности и в целом для улучшения работы с обращениями граждан предусмотрены «Телефон доверия» и «Горячая линия».