Закрыть
подождите...
18.03.2011

Отчет о развитии лесопромышленного комплекса

 

Перед лесной отраслью Кемеровской области стоит серьезная комплексная задача по совершенствованию механизмов неистощительного лесопользования, улучшению ресурсного и экологического состоянии лесов области, созданию благоприятного инвестиционного климата и формированию эффективных механизмов управления лесным комплексом.
В 2007 году был введен в действие Новый Лесной кодекс, изменивший систему управления лесами. Права и полномочия в сфере лесных отношений были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Кемеровской области была сформирована оптимальная структура управления лесным комплексом. Теперь управленческие функции реализуют территориальные отделы департамента на территории 19 лесничеств. Хозяйственные функции выполняют 9 государственных предприятий Кемеровской области, которые находятся в ведомственном подчинении департаменту.
В результате децентрализации управления лесами существенная часть государственных полномочий передана на уровень субъектов Российской Федерации. В целях их реализации департаментом лесного комплекса разработана Областная Стратегия развития лесопромышленного комплекса на период до 2020 года. Реализация Стратегии позволит улучшить экологическое состояние и ресурсный потенциал лесов Кемеровской области, инвестиционный климат, увеличить поступления в бюджеты всех уровней, благоприятно скажется на имидже лесной отрасли и области в целом.

Почти 64% Кемеровской области занято лесом. Эксплуатационный фонд составляет 1,5 млн. гектаров по площади и 213,5 млн. кбм по запасу. Это, в основном, мягколиственные насаждения, доля которых достигает 52,5%. Более трети занимают низкотоварные насаждения осины. Среди хвойных насаждений также преобладают низкотоварные пихтовые насаждения, их в области почти 47%.
В лесном фонде в целом преобладают спелые и перестойные (37,1%) и средневозрастные (30,9%) насаждения. При существующей возрастной и товарной структуре лесных насаждений крайне сложно организовать эффективное освоение лесов.
Территория лесного фонда области подразделяется на 3 лесоэкономических района, а в границах лесоэкономических районов на лесопромышленные районы с учетом размещения эксплуатационных запасов древесины и размещения производственных мощностей по заготовке и переработке древесины.
В границах лесоэкономических районов определены зоны планируемого использования лесов по приоритетам использования с учетом распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.
В 2009 году был подготовлен и защищен в Минсельхозе и утвержден Губернатором Лесной план Кемеровской области на ближайшие десять лет. Этим масштабным документом запланировано, что объемы и площади использования лесных ресурсов и земель лесного фонда области должны обеспечить рост лесного дохода в бюджеты всех уровней более чем в 3 раза: с 38 рублей в расчете
на 1 гектар земель лесного фонда в 2008 году до 130 рублей в 2018 году.
Эта динамика уже прослеживается. За последние три года плата от использования лесов, расположенных на территории Кемеровской области, возросла в 19 раз. В 2006 году, до вступления в действие нового Лесного кодекса, в бюджеты всех уровней поступило 21 млн. руб. лесного дохода. За 2010 год в бюджеты всех уровней поступило уже 402,65 млн. руб.
В системе платежей за использование лесов основными являются арендные платежи. Из общей суммы лесного дохода около 90% составляет арендная плата. Поступления в областной бюджет от этого вида использования лесов за 2010 год составили 249,5 миллионов рублей.
В последние годы, начиная с 2007 года, в Кемеровской области отмечается устойчивый рост объемов заготовки древесины. В 2008 году объемы заготовки древесины впервые за последние 15 лет преодолели миллионный рубеж. В 2008 году через аукционы департамент лесного комплекса заключил договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины в объеме 1,1 млн. кубометров. В настоящее время в аренде в целях заготовки древесины по подписанным 48 договорам находится 928,3 тыс.га., с объемом заготовки 1,5 млн.кбм в год. Сложившиеся арендные отношения обеспечат создание благоприятных инвестиционных условий для развития лесопромышленной деятельности и финансовых поступлений в бюджеты разных уровней. Действия потенциальных инвесторов по созданию мощных производств по переработке древесины становятся более активными.

В области реализуется крупномасштабный инвестиционный проект по строительству Анжерского фанерного комбината, который начнет действовать в конце 2011 года. Инициатором проекта является закрытое акционерное общество «АФК» (генеральный директор Сергей Иванович Титов). Инвесторами выступили ЗАО «АФК» и польская компания «Wiedemann Polska», объем инвестиций в создание предприятия уже превысил 2 миллиарда рублей. Основное сопровождение проекта осуществляет департамент лесного комплекса Кемеровской области.
Строительство деревообрабатывающего комбината мощностью 60 тысяч кубометров фанеры в год начато в 2009 году. Проект по «Созданию предприятия по производству широкоформатной фанеры мощностью 60 тыс. куб.м в год в г. Анжеро-Судженске» включен Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Подписан договор о предоставлении в аренду лесных участков между департаментом лесного комплекса Кемеровской области и ЗАО «Анжерский фанерный комбинат». ЗАО «АФК» по договору будут переданы три лесных участка площадью почти 100 тысяч гектаров в Ижморском и Чебулинском лесничествах.
Базироваться фанерный комбинат будет в городе Анжеро-Судженске. Открытие нового предприятия имеет огромное социальное значение. В городе будет создано около 550 новых рабочих мест. Но уже сейчас на строительных работах задействованы практически все строительные организации Анжеро-Судженска.
Продукция, которую предполагается выпускать на комбинате, будет соответствовать самым высоким мировым требованиям - в России всего пять таких предприятий. Предприятие будет производить водостойкую большеформатную фанеру с использованием новых технологий и зарубежного оборудования.
Это будет производство с использованием новых технологий и зарубежного оборудования. Есть возможность построить на комбинате еще и завод для переработки отходов (стружки) в пеллеты – материал, который можно использовать как топливо. Основа для производства – береза, которой на севере Кузбасса достаточно много. Что касается экологии, проект прошел все необходимые экспертизы, согласование и получил одобрение. Инвестиционный проект ЗАО «АФК» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Включение проекта в перечень приоритетных оценивается, как значительное достижение областной власти, показатель благоприятного инвестиционного климата, сложившегося в регионе, подтверждение общего тренда по внедрению глубокой переработке ресурсов в Кузбассе.
На лесоэкономическую деятельность в структуре областного промышленного производства приходится около 1% общего объема производства товарной продукции. Однако важен такой аспект: в лесозаготовках, в основном, занят малый бизнес. Из 503 хозяйствующих субъектов, 295 – мелкие предприниматели, готовящие в год не более 1 тысячи кубометров древесины. Под их началом трудятся более 2500 человек. Многим оказана областная поддержка для развития бизнеса. Это позволяет создавать новые рабочие места в сельской местности, где проблема занятости населения стоит особенно остро.
Получается, что лесная отрасль обеспечивает трудовую занятость населения сельских районов. Всего в лесном комплексе области по данным статистики занято более 4 тысяч человек, и сокращения численности работающих на предприятиях не предвидится.
Кризис в большей степени повлиял на тех товаропроизводителей, которые работали на экспорт. У кузбасских лесопользователей иное направление, и другая задача: использовать продукцию лесопереработки на внутреннем строительном рынке. Если в основных промышленных отраслях на последующий период кризиса продолжится снижение потребления лесопродукции, то в строительстве жилья для индивидуальных заказчиков древесина должна найти, наоборот, повышенный спрос. Об этом свидетельствует статистика заявок на индивидуальное строительство жилых домов в деревянном исполнении от ГП «Сельский дом». Даже если 50% заготовленной древесины направить на внутриобластной рынок, получится более полумиллиона кубометров. Этот объем древесины, если правильно её использовать, уже сегодня является резервом и базой для развития малоэтажного деревянного домостроения в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Уже сейчас в области появились производства новых видов лесоматериалов, о которых раньше и не мечтали. Теперь в Кузбассе выпускают оцилиндрованные бревна, клееный брус, строительный щит. Предприятия сами начали участвовать в строительстве жилья и надворных построек на селе.
Лесопромышленники могут обеспечить с избытком строительный комплекс Кузбасса своей продукцией, однако пиломатериал любого сечения продается нашими предприятиями на Ближний Восток, в Китай, в европейские страны. Строительный погонаж скупает Новосибирск, Алтай и Горный Алтай, шпалу – Красноярск и РАО ЖД. Оцилиндрованное бревно, а также срубы домов ручной рубки - Москва и Подмосковье. В Кузбассе остается не более 10-15% продукции.
В 2009 году 28 предприятий и индивидуальных предпринимателей заключили договоры аренды лесных участков с целью заготовки древесины с годовым объемом заготовки древесины 336 тыс. куб. м. (за 2008 год – 7 арендаторов).
В 1975 году в области заготавливалось 4,8 млн. кбм. Это был период роста промышленного Кузбасса. С помощью леса мы обеспечивали потребности области, снабжали древесиной всю Среднюю Азию. Объемы лесозаготовки к двухтысячным годам достигли минимума, а за последние годы возросли только незначительно – до 700 тысяч кубометров в год.
Увеличение объемов заготовки изменит к лучшему экологическую обстановку в лесах Кузбасса. Появится возможность убрать из леса переспелую, поврежденную вредителями и болезнями древесину, провести оздоровительные мероприятия, реконструкцию распадающихся от старости насаждений, обеспечить смену лиственных пород на хвойные.
Действительно, качество лесов области оставляет желать лучшего и нам надо всячески поддерживать арендаторов лесных угодий, чтобы они предпринимали меры улучшению состояния лесов, необходима большая работа со стороны Администрации области, чтобы организовать лесопользование.
Согласно Лесному плану Кемеровской области к 2018 году объем заготовки древесины вырастет до 2,7 миллионов кубометров. Общий объем инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса Кузбасса предположительно составит 10,3 млрд. рублей.
Рост расчетной лесосеки возможен при:
- содействии малому и среднему бизнесу.
- создании предприятий по глубокой переработке древесины.
- росте спроса на продукцию кузбасских производителей, поскольку в Кузбассе остается не более 10-15% выпускаемой продукции.
Региональная специфика лесных отношений состоит в приоритете развития добычи полезных ископаемых и слабой товарной структуре лесосечного фонда, что не позволяет говорить о доминирующих позициях лесозаготовок в экономической структуре области. В доле лесного дохода выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых составляют 62%, а заготовка древесины принесла около 37% лесного дохода.
Лесопромышленный бизнес – крупный инвестиционный потребитель. Многие кузбасские компании нуждаются в привлечении инвестиций для внедрения современных технологий и покупки оборудования по глубокой переработке древесины, позволяющих выпускать продукцию, востребованную на рынке. Потребность в инвестициях в лесной комплекс составляет 8 млрд. рублей на период на 2025 года.
В области есть примеры привлечения иностранных инвестиций, несмотря на кризисные явления в экономике.
На кузбасский рынок стремятся прийти немецкие партнёры для реализации проекта по выпуску плит OSB для жилищного строительства в условиях развивающегося сегодня на территории Кемеровской области ОАО «Кузбасский технопарк».
Впервые заключен договор аренды для заготовки пищевых лесных ресурсов, а именно кедрового ореха, на территории Яшкинского района. Срок аренды - 49 лет. Первым арендатором участков лесного фонда в целях заготовки недревесных ресурсов леса стало ООО «Аверс-Лес». Данный прецедент в лесных отношениях региона должен привлечь представителей малого и среднего бизнеса к данному виду использованию лесных ресурсов.
Сегодня лесопромышленный комплекс России обеспечивает около 1% производства ВВП и около 4% общего объема производства промышленной продукции. Главная цель государственной промышленной политики в лесном комплексе – создание условий для организации в России современных деревообрабатывающих производств и прекращение вывоза за рубеж необработанной древесины. Основными направлениями областной стратегии развития лесного лесопромышленного комплекса на период до 2020 года, являются развитие производств по глубокой переработке древесины, комплексное использование древесного сырья, удовлетворение спроса на внутреннем рынке лесной продукции.
На первом этапе реализации Стратегии предусмотрены мероприятия по развитию имеющихся производств, а также по подготовке и организация новых лесоперерабатывающих производств. Определены исполнители: областной департамент лесного комплекса, Союз лесопромышленников Кузбасса и собственники предприятий. И источники финансирования: это средства государственной поддержки регионального уровня, собственные и заемные средства, инвестиции.
В целях реализации Стратегии запланированы мероприятия, во-первых, по повышению ресурсного потенциала лесов. На этом этапе необходима разработка новых нормативных документов по рубкам главного и промежуточного пользования, по охране и защите лесного фонда, правил побочного пользования, разработка предложений по использованию территорий, зарастающих лесной растительностью. А также меры по внедрению прогрессивных методов проведения лесовосстановления с целью создания лесных плантаций.
В целях повышения качества мер ухода за лесом и усиления прогнозной деятельности планируется внедрить улучшенные формы учета лесного фонда, позволяющие отслеживать состояние и объемы искусственных насаждений, нуждающихся в проведении рубок ухода, а также провести инвентаризацию ресурсных, социальных и экологических особенностей лесов области.
Оперативное проведение санитарных рубок (сплошных и выборочных) во всех категориях лесов – мера необходимая для эффективного оперативного сохранения лесов.
В целях рационального использования лесов также необходима областная целевая Программа по развитию лесопромышленного комплекса, которую планируется разработать и принять в 2011 году.
Следующее направление деятельности – мониторинг и создание информационно-аналитической базы. Перед департаментом лесного комплекса и администрациями территории поставлена задача: провести инвентаризацию, создать оперативную обновляемую базу данных, провести мониторинг финансово-экономического состояния предприятий лесного комплекса с анализом бизнес планов. Это позволит координировать движение лесных грузов от лесозаготовителя к переработчику и потребителю.
В целях содействия организации интегрированных структур будет сформирован реестр стратегических предприятий лесной отрасли области. Для сокращения сроков оформления документов на право пользования лесом и лесными ресурсами будет внедрены механизмы электронного правительства.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата планируются меры по формированию позитивного имиджа лесной отрасли в средствах массовой информации, по размещению в сети Интернет информации о предоставлении участков лесного фонда в аренду и условиях аренды, а также об инвестиционных проектах и предложениях.
Среднесрочные и долгосрочные прогнозы по комплексному использованию древесного сырья будут даваться на основании ежегодного фактического баланса производства и потребления древесины.
В сфере инвестиционной и внешнеторговой деятельности планируется осуществить комплекс мер по привлечению инвестиций,
для чего:
- необходимо создать банк данных по инвестпроектам;
- информировать потенциальных инвесторов о льготах и гарантиях;
- провести оценку конкурентоспособных видов лесной продукции;
- стимулировать экспорт товаров и услуг не традиционного вида, в т.ч. продукцию ремесленников, побочную лесную продукцию, недревесную лесную продукцию.
Для повышения конкурентоспособности лесопродукции предусмотрены меры по внедрению сертификации лесной продукции по системе ISO 9000. Участие в международных и областных ярмарках, форумах, конференциях будет работать на имидж лесной отрасли и области в целом.
Также департаментом разработаны предложения по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулирования в лесном секторе экономики. Они представлены тремя блоками:
1. предложения в сфере нормативной базы лесопользования
2. предложения в сфере таможенно-тарифного регулирования.
3. предложения в сфере экологического нормирования.
 

Список арендаторов (262,5 Кб)