Закрыть
подождите...
24.11.2009

История авиационной охраны лесов
на территории Кемеровской области

Авиационное патрулирование лесов Западной Сибири началось с 1936 года после организации производственного подразделения при Наркомплексе СССР – государственного треста лесной авиации и осуществлялось на этой территории Тюменским и Томским авиаотрядами. Патрулирование лесов производилось эпизодически на самолетах ПО-2, часть из которых была собственностью авиаотрядов, часть арендована в ГУГВФ. В 1948 году территория всей Западной Сибири охранялась Красноярским № 03 и Томским № 06 авиаотрядами треста лесной авиации. Приказом № 218 от 29 марта 1949 года Минлесхоза СССР весь самолетный парк был передан в ГУГВФ, а сами авиаотряды треста лесной авиации преобразованы при этом же министерстве в базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства. Казахский авиаотряд, который ранее базировался в г. Семипалатинске был преобразован в Западно-Сибирскую авиабазу охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства с базированием в г. Новосибирске.
Авиаохрана лесов осуществлялась с 37 оперативных авиаотделений 39 арендованными в ГВФ самолетами ПО-2 и одним самолетом Щ-2 (амфибия). Основными задачами поставленными перед авиабазой в эти годы были:

1. Авиационное патрулирование охраняемой территории для своевременного обнаружения лесных пожаров и оповещение о них наземной лесной охраны для принятия мер к их ликвидации.

2. Наблюдение с самолета за тушением крупных лесных пожаров с информацией наземной охране о состоянии пожара.

3. Высадка одиночных парашютистов-пожарных к населенным пунктам для мобилизации населения по тушению лесных пожаров.

4. Использование самолета, как средства транспорта и связи по борьбе с лесными пожарами.

5. Использование самолета для контроля за работой наземной лесной охраны (дежурство на вышках) и для проведения агитации и пропаганды.

6. Проведение опытных работ по применению новых методов тушения лесных пожаров с воздуха.

7. Обслуживание лесного хозяйства попутно с патрулированием (переброска срочных грузов, семян, руководящего состава).

С 1950 года в авиабазе начинает быстро расти и развиваться парашютно-пожарная служба, возглавляемая инструктором II класса мастером парашютного спорта Истоминым П. С.
В 1951 году, впервые в истории авиалесоохраны для обслуживания и тушения лесных пожаров на территории Западно-Сибирской авиабазы, был использован транспортный самолет Ли-2 с группой парашютистов на борту. Самолет Ли-2 в условиях повышенной горимости показал возможность сбрасывания при патрулировании парашютистов-пожарных группами к месту пожара. В последующие годы транспортный самолет Ли-2 часто применялся в авиалесоохране (1951, 1952, 1953 гг.).
С 1952 года начинаются первые шаги по внедрению в авиалесоохрану легких транспортных самолетов типа Ан-2, что позволило значительно улучшить активную борьбу с лесными пожарами, доставкой группами парашютистов-пожарных к месту пожара. Первый год применения самолетов Ан-2 в авиалесоохране позволил потушить самостоятельно силами парашютистов 16% лесных пожаров на охраняемой территории. В дальнейшем процент потушенных пожаров силами парашютистов с применением Ан-2 возрос в 1955 году до 30 %, а в 1960 году достиг 60%.
1952 год – это год проведения опытных работ в Западно-Сибирской авиабазе по применению новых методов тушения лесных пожаров с воздуха и других средств пожаротушения. Авиабазой были проведены испытания в производственных условиях железных баллонов Симского, которые применялись в виде продолговатых бомб со стабилизатором емкостью 30 литров раствора химикатов. При большой стоимости и малом объеме баллоны после 2-х кратного сбрасывания выходили из строя. В этом же году в опытном порядке, а в 1953-54 году в производственных условиях, проводилось испытание авиационного пожарного опрыскивателя (АПО) емкостью 800 литров, установленного на самолете Ан-2. Из-за неэффективности производимой заградительной полосы (сильной распыленности) применение АПО с обоюдного заключения работников лесного хозяйства и авиабазы было прекращено. Учитывая, что активная борьба впредь будет осуществляться силами парашютистов-пожарных, было обращено внимание на разработку легких шансовых средств ручного пожаротушения (комбинированных лопат, граблей), а также усовершенствование ранцевых опрыскивателей (РЛО, РДОС-1 и т.д.).
В 1957 году впервые в Западно-Сибирской авиабазе стали применяться вертолеты Ми-1 и Ми-4 с командами десантников-пожарных. В дальнейшем десантно-пожарная служба в авиабазе резко возрастает и число десантников доходит в 1976 году до 400 человек. В этот период авиабаза получает на оснащение этой службы мотопомпы, бензопилы, моторубы, зажигательные аппараты. На территории, где применялись вертолеты в значительной степени улучшилась активная борьба с пожарами. Активизировалась и профилактическая работа, стало возможным выявление виновников возникновения лесных пожаров.
В 1960 году совместно с Институтом леса (Курбатский И. П.) проводились первые опытные работы по прокладке минерализованных полос накладными зарядами, нашедших положительное применение в настоящее время. С 1970 года авиабазой сделан значительный шаг в методах и средствах борьбы с лесными пожарами. Внедрение ПЗС-68 (пожарная звукоусилительная, звуковещательная станция) позволило значительно активизировать и улучшить профилактическую работу по предупреждению возникновений лесных пожаров. Шире внедряется высадка десантников-пожарных непосредственно к местам лесных пожаров с применением спусковых устройств.
С 1973 года освоены работы по доставке воды в мягких емкостях к лесным пожарам на внешней подвеске вертолетов Ми-2, Ми-8.
Начиная с 1974 года в авиабазе внедрена новая парашютная система «Лесник» как наиболее совершенная, специально предназначенная для лесного хозяйства.
В настоящее время Западно-Сибирская авиабаза после ряда выделений из ее состава территорий в самостоятельные авиабазы (1977 году Томская область в Томскую авиабазу, в 1978 году Казахская ССР в Казахскую, в 1990 году Алтайский край в Алтайское авиазвено) с прямым подчинением Центральной авиабазе, охраняет территорию 13,3 млн. га 13 авиаотделениями, арендуя для этих целей на среднюю горимость 8 летательных аппаратов.
В 1983-1984 годах проходил испытания прибор «Тайга-2», который устанавливался на самолете или вертолете для определения скрытых очагов или кромки пожара. Проводил в основном испытание летчик-наблюдатель Новосибирского авиаотделения Прокопьев В. А. Положительных результатов в практической деятельности прибор не получил, хотя его чувствительность очень высока, реагирует на горящую спичку и сигарету.
В 1985-1986 годах на территории Кемеровского, Новосибирского, Северного, Тарского авиаотделений проходил испытание прибор «Кромка», для наземного определения скрытых очагов горения – широкого практического применения при тушении лесных пожаров на территории, обслуживаемой Западно-Сибирской авиабазой не получил.
В 1985 году в Дальневосточной авиабазе проводились испытания парашюта «Лесник-2» (горизонтальная скорость полета до 10 м/сек.) и СПП-2 – плавающее снаряжение парашютиста-пожарного используемое при совершении прыжков с парашютом на лес. Получив положительные результаты, с 1986 года началось техническое оснащение этими типами парашютов и СПП-2 Западно-Сибирской авиабазы.
В последние годы, несмотря на финансовые затруднения, авиабаза одной из первых в системе авиалесоохраны усиленно освоила компьютеры по расчету заработной платы, работе диспетчерского пункта, пакетной радиосвязи.
История развития авиалесоохраны Кузбасса неразрывно связана с историей Западно-Сибирской авиабазы. Так 1949 году на территории Кемеровской области было открыто два оперативных авиаотделения:
Кемеровское – начальник Недоговоров В. А., 1922 года рождения, образование 7 классов, лесоавиационные курсы в 1945 году;
Сталинское – начальник лесной летчик-наблюдатель Киреева В. Н., 1929 года рождения, член ВЛКСМ, образование 7 классов и Борисоглебский лесотехникум, специальные лесоавиационные курсы в 1948 году.
Если Сталинское авиаотделение работало без активных сил и средств на самолете ПО-2 и основной задачей лесного летчика-наблюдателя этого авиаотделения было обнаружение лесных пожаров с воздуха и передача информации о них наземной лесной охране для принятия мер к их ликвидации, то на Кемеровском авиаотделении, благодаря наличию двух парашютистов-пожарных Дудник А. К. и Табакова (погибшего при производственных прыжках в 1950 году), набиравшихся из числа спортсменов без спецподготовки, круг задач был значительно расширен. Благодаря возможностям высадки парашютистов-пожарных непосредственно к лесному пожару возросла эффективность тушения лесных пожаров в начальной очаговой стадии. Если же пожар выходил из-под контроля, то парашютисты высаживались в ближайший от пожара населенный пункт для мобилизации местного населения и техники для организации тушения обнаруженного лесного пожара.
Для расширения возможности оперативной и эффективной борьбы с удаленными лесными пожарами в 1951 году при Тайгинской лесной школе были организованы курсы парашютистов-пожарных длившихся девять месяцев, благодаря которым высококлассные выпускники этой школы не только увеличили состав Кемеровского авиаотделения, но и подняли на более качественный уровень борьбы с лесными пожарами, позволяя эффективно использовать активные средства тушения лесных пожаров в труднодоступных местах.
В 1953-1955 годах экспериментально было организовано авиаотделение в г. Мариинске, в 1970 году – в Спасске.
В 1981 году образовано Кемеровское авиазвено.
В 1991 авиазвено закрыто, а в 1995 году – восстановлено в составе Западно-Сибирской авиабазы охраны лесов.