Закрыть
подождите...
14.12.2010

Стратегия развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области до 2025 года

Перед лесной отраслью Кемеровской области стоит серьезная комплексная задача по совершенствованию механизмов неистощительного лесопользования, улучшению ресурсного и экологического состоянии лесов области, созданию благоприятного инвестиционного климата и формированию эффективных механизмов управления лесным комплексом. Но основным критерием оценки результатов реализации Стратегии будет поток привлеченных в область инвестиций.
В результате децентрализации управления лесами существенная часть государственных полномочий передана на уровень субъектов Российской Федерации. В целях их реализации департаментом лесного комплекса разработана Областная Стратегия развития лесопромышленного комплекса на период до 2020 года. Реализация Стратегии позволит улучшить экологическое состояние и ресурсный потенциал лесов Кемеровской области, инвестиционный климат, увеличить поступления в бюджеты всех уровней, благоприятно скажется на имидже лесной отрасли и области в целом.
Почти 64% Кемеровской области занято лесом. Эксплуатационный фонд составляет 1,5 млн. гектаров по площади и 213,5 млн. кбм по запасу. Это, в основном, мягколиственные насаждения, доля которых достигает 52,5%. Более трети занимают низкотоварные насаждения осины. Среди хвойных насаждений также преобладают низкотоварные пихтовые насаждения, их в области почти 47%.
В лесном фонде в целом преобладают спелые и перестойные (37,1%) и средневозрастные (30,9%) насаждения. При существующей возрастной и товарной структуре лесных насаждений крайне сложно организовать эффективное освоение лесов.
Территория лесного фонда области подразделяется на 3 лесоэкономических района, а в границах лесоэкономических районов на лесопромышленные районы с учетом размещения эксплуатационных запасов древесины и размещения производственных мощностей по заготовке и переработке древесины.
В границах лесоэкономических районов определены зоны планируемого использования лесов по приоритетам использования с учетом распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.
Согласно Лесному плану Кемеровской области к 2018 году объем заготовки древесины вырастет до 2,7 миллионов кубометров. Общий объем инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса Кузбасса предположительно составит 10,3 млрд. рублей.
Рост расчетной лесосеки возможен при:
- содействии малому и среднему бизнесу.
- создании предприятий по глубокой переработке древесины.
- росте спроса на продукцию кузбасских производителей, поскольку в Кузбассе остается не более 10-15% выпускаемой продукции.
747,7 млн. рублей – таков общий объем лесопромышленного производства в области в 2009 году. В последние годы физические объемы производства лесопромышленного комплекса в Кемеровской области растут по отдельным позициям. В частности, по данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» за 2009 год по сравнению с 2008 годом составил 106%. Объем вывозки древесины составил 373 тыс. куб. м. (на 106% к уровню 2008 года), производство деловой древесины - 305 тыс. куб. м (99,3% к уровню 2008 года).
Лесопромышленники могут обеспечить с избытком строительный комплекс Кузбасса своей продукцией, однако пиломатериал любого сечения продается нашими предприятиями на Ближний Восток, в Китай, в европейские страны. Строительный погонаж скупает Новосибирск, Алтай и Горный Алтай, шпалу – Красноярск и РАО ЖД. Оцилиндрованное бревно, а также срубы домов ручной рубки - Москва и Подмосковье. В Кузбассе остается не более 10-15% продукции.
В 2009 году 28 предприятий и индивидуальных предпринимателей заключили в 2009 году договоры аренды лесных участков с целью заготовки древесины с годовым объемом заготовки древесины 336 тыс. куб. м. (за 2008 год – 7 арендаторов).
В 1975 году в области заготавливалось 4,8 млн. кбм. Это был период роста промышленного Кузбасса. С помощью леса мы обеспечивали потребности области, снабжали древесиной всю Среднюю Азию. Объемы лесозаготовки к двухтысячным годам достигли минимума, а за последние годы возросли только незначительно – до 700 тысяч кубометров в год.
Увеличение объемов заготовки изменит к лучшему экологическую обстановку в лесах Кузбасса. Появится возможность убрать из леса переспелую, поврежденную вредителями и болезнями древесину, провести оздоровительные мероприятия, реконструкцию распадающихся от старости насаждений, обеспечить смену лиственных пород на хвойные.
Действительно, качество лесов области оставляет желать лучшего и нам надо всячески поддерживать арендаторов лесных угодий, чтобы они предпринимали меры улучшению состояния лесов, необходима большая работа со стороны Администрации области, чтобы организовать лесопользование.
Региональная специфика лесных отношений состоит в приоритете развития добычи полезных ископаемых и слабой товарной структуре лесосечного фонда, что не позволяет говорить о доминирующих позициях лесозаготовок в экономической структуре области. В доле лесного дохода выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых составляют 62%, а заготовка древесины принесла около 37% лесного дохода.
При осуществлении полномочий в сфере лесных отношений по итогам 2009 года наблюдалась положительная динамика: за три года с момента создания департамента, плата от использования лесов, расположенных на территории Кемеровской области, возросла в 16 раз. В 2006 году, до вступления в действие нового Лесного кодекса, в бюджеты всех уровней поступило 21 млн. руб. лесного дохода. В 2009 году в бюджеты всех уровней поступило уже 327,7 млн. руб.
Лесопромышленный бизнес – крупный инвестиционный потребитель. Многие кузбасские компании нуждаются в привлечении инвестиций для внедрения современных технологий и покупки оборудования по глубокой переработке древесины, позволяющих выпускать продукцию, востребованную на рынке. Потребность в инвестициях в лесной комплекс составляет 8 млрд. рублей на период на 2025 года.
В области есть примеры привлечения иностранных инвестиций, несмотря на кризисные явления в экономике.
В 2009 году на территории области ЗАО «АФК» начало строительство деревообрабатывающего комбината мощностью 60 тысяч кубометров в год. Общий объем инвестиций в создание предприятия составит два миллиарда рублей. Проект включен в перечень федеральных приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Основное сопровождение проекта осуществляет департамент лесного комплекса.
На кузбасский рынок стремятся прийти немецкие партнёры для реализации проекта по выпуску плит OSB для жилищного строительства в условиях развивающегося сегодня на территории Кемеровской области ОАО «Кузбасский технопарк».
Впервые заключен договор аренды для заготовки пищевых лесных ресурсов, а именно кедрового ореха, на территории Яшкинского района. Срок аренды - 49 лет. Первым арендатором участков лесного фонда в целях заготовки недревесных ресурсов леса стало ООО «Аверс-Лес». Данный прецедент в лесных отношениях региона должен привлечь представителей малого и среднего бизнеса к данному виду использованию лесных ресурсов.
Сегодня лесопромышленный комплекс России обеспечивает около 1% производства ВВП и около 4% общего объема производства промышленной продукции. Главная цель государственной промышленной политики в лесном комплексе – создание условий для организации в России современных деревообрабатывающих производств и прекращение вывоза за рубеж необработанной древесины. Основными направлениями областной стратегии развития лесного лесопромышленного комплекса на период до 2020 года, являются развитие производств по глубокой переработке древесины, комплексное использование древесного сырья, удовлетворение спроса на внутреннем рынке лесной продукции.
На лесоэкономическую деятельность в структуре областного промышленного производства также приходится около 1% общего объема производства товарной продукции. Но важен социальный аспект: в лесозаготовках, в основном, занят малый бизнес. Из хозяйствующих субъектов половина – мелкие предприниматели, готовящие в год не более 1 тысячи кубометров древесины. Под их началом трудится более 2500 человек. Многим предприятиям малого бизнеса областной администрацией оказана поддержка. Это позволяет создавать новые рабочие места в сельской местности, где проблема занятости населения стоит особенно остро.
Проблемы лесопромышленного комплекса общие для всех российских субъектов: низкий технический уровень производства, недостаточный объем инвестиций в основной капитал, отсутствие мощностей по глубокой переработке древесины, недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия и другие.
На первом этапе реализации Стратегии предусмотрены мероприятия по развитию имеющихся производств, а также по подготовке и организация новых лесоперерабатывающих производств. Определены исполнители: областной департамент лесного комплекса, Союз лесопромышленников Кузбасса и собственники предприятий. И источники финансирования: это средства государственной поддержки регионального уровня, собственные и заемные средства, инвестиции.
В целях реализации Стратегии запланированы мероприятия, во-первых, по повышению ресурсного потенциала лесов. На этом этапе необходима разработка новых нормативных документов по рубкам главного и промежуточного пользования, по охране и защите лесного фонда, правил побочного пользования, разработка предложений по использованию территорий, зарастающих лесной растительностью. А также меры по внедрению прогрессивных методов проведения лесовосстановления с целью создания лесных плантаций.
В целях повышения качества мер ухода за лесом и усиления прогнозной деятельности планируется внедрить улучшенные формы учета лесного фонда, позволяющие отслеживать состояние и объемы искусственных насаждений, нуждающихся в проведении рубок ухода, а также провести инвентаризацию ресурсных, социальных и экологических особенностей лесов области.
Оперативное проведение санитарных рубок (сплошных и выборочных) во всех категориях лесов – мера необходимая для эффективного оперативного сохранения лесов.
В целях рационального использования лесов также необходима областная целевая Программа по развитию лесопромышленного комплекса, которую планируется разработать и принять в 2011 году.
Следующее направление деятельности – мониторинг и создание информационно-аналитической базы. Перед департаментом лесного комплекса и администрациями территории поставлена задача: провести инвентаризацию, создать оперативную обновляемую базу данных, провести мониторинг финансово-экономического состояния предприятий лесного комплекса с анализом бизнес планов. Это позволит координировать движение лесных грузов от лесозаготовителя к переработчику и потребителю.
В целях содействия организации интегрированных структур будет сформирован реестр стратегических предприятий лесной отрасли области. Для сокращения сроков оформления документов на право пользования лесом и лесными ресурсами будет внедрены механизмы электронного правительства.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата планируются меры по формированию позитивного имиджа лесной отрасли в средствах массовой информации, по размещению в сети Интернет информации о предоставлении участков лесного фонда в аренду и условиях аренды, а также об инвестиционных проектах и предложениях.
Среднесрочные и долгосрочные прогнозы по комплексному использованию древесного сырья будут даваться на основании ежегодного фактического баланса производства и потребления древесины.
В сфере инвестиционной и внешнеторговой деятельности планируется осуществить комплекс мер по привлечению инвестиций,
для чего:
- необходимо создать банк данных по инвестпроектам;
- информировать потенциальных инвесторов о льготах и гарантиях;
- провести оценку конкурентоспособных видов лесной продукции;
- стимулировать экспорт товаров и услуг не традиционного вида, в т.ч. продукцию ремесленников, побочную лесную продукцию, недревесную лесную продукцию.
Для повышения конкурентоспособности лесопродукции предусмотрены меры по внедрению сертификации лесной продукции по системе ISO 9000. Участие в международных и областных ярмарках, форумах, конференциях будет работать на имидж лесной отрасли и области в целом.
Также департаментом разработаны предложения по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулирования в лесном секторе экономики. Они представлены тремя блоками:
1. предложения в сфере нормативной базы лесопользования
2. предложения в сфере таможенно-тарифного регулирования
3. предложения в сфере экологического нормирования.
 

 

Стратегия ЛПК области до 2025 года (2,15 Мб)