Как законопослушно собирать грибы и ягоды / Официальный сайт Департамента лесного комплекса Кемеровской области

Закрыть
подождите...
02.04.2010
Как законопослушно собирать грибы и ягоды

Журнал «Лесное хозяйство» № 12 от 2008 г.

А. Ю. Григорьев (эксперт российского
представительства Международного
союза охраны природы)
Вряд ли можно встретить гражданина России, который хотя бы раз в своей жизни не ходил в лес собирать грибы или ягоды. Белые и лисички, клюква и черника, лесные земляника и малина - это часть нашей культуры, образа жизни, среды обитания.
Для жителей лесных и сельских поселков грибы и ягоды, орехи и многое другое из растущего в лесу — это неотъемлемая часть традиционных продуктов питания, но и часто весьма важный источник дополнительных доходов.
Из опрошенных весной 2008 года 149 домохозяйств на территории одного из российских национальных парков в Северо-Западном федеральном округе 18% имеют средний ежемесячный доход в 3 тысячи рублей на человека и менее. Две трети опрошенных живут на скромные 3-5 тысяч рублей в месяц. И только у 15% респондентов опроса ежеме-сячных заработок превышает 5 тысяч рублей.
88% опрошенных домохозяйств занимаются сбором грибов и ягод для собственного потребления, а 31% часть из них продают. Причем в группе с низкими доходами (менее 3 тысяч рублей на душу) на продажу собирают ягоды и грибы 52% опрошенных, со средними и высокими доходами — 29%.
60% опрошенных домохозяйств готовы заниматься сбором лесных ягод на продажу, если бы была лучше организована их закупка. Причем среди малообеспеченных хозяйств этот показатель еще выше — 74%. 56% опрошенных домохозяйств также готовы собирать на продажу и грибы.
Проведенный в 2007 году специалистами исследовательского центра ВЦИОМ опрос общественного мнения (проводился по заказу Международного союза охраны природы (МСОП-ГОСЗХГ)) показал, что информация о расположении участков леса, богатых грибами и ягодами, очень интересует всех российских жителей. В этом исследовании приняло участие 1600 человек из 153 населенных пунктов, расположенных на территории 46 субъектов Российской Федерации.
Информация о расположении лесных участков, на которых можно собирать грибы и ягоды, в целом по стране интересовала 51% опрошенных. Это самый высокий показатель общественного интереса среди вопросов, относящихся к лесному хозяйству страны (места рубок и пожаров, передача лесов в аренду, адреса органов управления лесами и охраны природы и т. д.).
В Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах эти сведения интересовали более 60% опрошенных. Примечательно, что самый живой интерес к местам, где можно было бы собирать грибы и ягоды, проявляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь расположение лесных участков, пригодных для сбора недревесных пищевых ресурсов, хотели бы знать 71% опрошенных!
Конечно, свежие, мороженые или консервированные грибы, лесные ягоды и варенье из них можно купить в магазине или на рынке. Но, видимо, для жителей больших городов собранные самостоятельно грибы и ягоды выглядят куда привлекательнее. Итак, исследования показывают, что недревесные пищевые ресурсы, произрастающие в российских лесах, привлекательны для жителей страны не только как необходимые продукты питания, но и как источник дополнительных доходов. Известно, что происходящие в последние деся-тилетия реформы затронули и эту, весьма важную для нас сферу жизни. Особенно серьезные изменения в области регулирования использования пищевых и других недревесных лесных ресурсов связаны с происходящей в последние годы коренной реформой системы управления лесами страны, а также принятием в 2006 году нового Лесного кодекса. В нем впервые на законодательном уровне столь детально представлено регулирование сбора грибов, орехов, ягод и другой продукции леса. И реализация новых требований на практике вызывает немало вопросов.
«ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД» - ЭТО СКОЛЬКО?
Статья 35 нового Лесного кодекса, которая регулирует заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд в основном содержит отсылки на другие статьи закона или нормативно-правовые документы:
«1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.
2. Ограничения заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд могут устанавливаться в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
3. К заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и сбору ими лекарственных растений для собственных нужд не применяются части 1, 3 и 4 статьи 34 настоящего Кодекса.
4. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации»...
Из этой статьи гражданам будет весьма сложно понять, что же все-таки можно? Некоторую определенность может внести знакомство со статьей 11 Лесного кодекса, которая регламентирует пребывание граждан в лесах:
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых
лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов...
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
В разделах 4, 5 и 6 статьи 11 говорится, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено или запрещено на землях обороны, особо охраняемых природных территорий или в соответствии с другими федеральными законами. Пребывание граждан в лесу также может быть ограничено и в целях пожарной или санитарной безопасности в лесах или для обеспечения их безопасности при выполнении работ. Но дополнительное запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренных ст. 11 Лесного кодекса не допускается.
Понятно, что большая часть граждан имеет некоторое представление о том, что такое правила пожарной безопасности в лесах («не оставляйте непотушенный костер в лесу», «не бросайте непотушенные окурки» и т. д.). Несколько сомнительно, чтобы они массово были знакомы с правилами санитарной безопасности (что это?) либо ухода за лесами, которые, оказывается, тоже надо соблюдать.
Если гражданам нужны грибы или ягоды для собственных нужд, можно брать корзину или ведро и смело идти в лес. И это право российских граждан может быть ограничено в очень небольшом числе случаев, которые достаточно четко определены федеральными законами. С теми, кто ходит в лес по грибы и ягоды, чтобы разнообразить свой стол лесными деликатесами (а это в основном жители городов), вроде бы особых проблем нет.
Гораздо менее ясна ситуация с жителями лесных и сельских поселков. Ведь кроме дополнения собственного питания многие из них собирают иногда и довольно значительное количество грибов и ягод, чтобы потом их продать, и получить «прибавку» к своим, как правило, более чем скромным доходам.
И здесь снова возникает вопрос. Лесной кодекс не определяет, что такое «собственные нужды» и в значительной степени передает регулирование этих вопросов на уровень регионального законодательства. Из просмотренных нами около 30 региональных законодательных актов, регулирующих использование гражданами пищевых лесных ресурсов, в большинстве случаев также не содержится каких-либо четких указаний на этот счет.
Однако в ряде случаев, например, в законодательстве Приморского, Красноярского краев, региональные, местные законодатели установили верхние пределы объемов заготовки ягод и грибов и другой пищевой продукции леса на уровне 20~40 кг на человека в год по отдельным видам ягод и грибов. Вероятно, этого вполне достаточно для того, чтобы разнообразить стол городского жителя, но слишком мало для того, чтобы жители удаленных сельских и лесных поселков могли пополнить свой бюджет за счет про-дажи съедобных богатств.
Население Красноярского и Приморского края, если оно желает легально увеличить свой заработок за счет сбора и продажи ягод, грибов, папоротника или кедровых орехов, должно выполнять требования статьи 34 Лесного кодекса «Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений». Как мы помним, понятие «собственные Статья 34 Лесного кодекса переводит заготовку пищевых лесных ресурсов в совершенной иной пра-вовой режим. Она гласит:
1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом та
ких лесных ресурсов из леса.
2. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена,
березовый сок и подобные лесные ресурсы.
3. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых
лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков...».
Все это означает, что житель лесного поселка, часто удаленного на многие десятки, а то и сотни километров от районного центра, как правило, пожилого возраста, с весьма скромными доходами, принимая решение о заготовке пищевых ресурсов леса на продажу будет обязан: зарегистрироваться как предприниматель;
добиться проведения конкурса и победить на нем, чтобы взять в аренду лесной участок; провести кадастровую регистрацию этого участка;
разработать проект освоения лесов в соответствии с лесным планом субъекта Федерации, а также лесохозяйственными регламентами лесничеств;
провести его экспертизу; подавать ежегодно лесную декларацию;
несмотря на то, что основной период сбора грибов, орехов и ягод ограничивается третьим годовым кварталом (июль - сентябрь), гражданин обязан в течение всего года предоставлять регулярную ежеквартальную отчетность по использованию лесных ресурсов, а также отчет о предпринимательской деятельности;
не только вести заготовку, но и проводить санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Понятно, что затраты времени и средств, необходимых для выполнения всех этих требований нового Лесного кодекса, многократно превосходят возможные доходы от про-дажи нескольких сотен килограммов грибов, ягод, орехов, которые может собрать за сезон один человек. Какие намерения преследовали разработчики этой части Лесного кодекса - вопрос открытый. Но очевидно, что попытка навязать всем сельским жителям, пополнявшим свой семейный бюджет за счет сбора грибов и ягод, статус «предпринимателей» обернется тотальным их уходом в теневую экономику. Ведь рассчитывать на то, что подобный «коммерческий» сбор грибов и ягод с появлением нового лесного законодательства немедленно прекратился, как минимум наивно. Этот «предпринимательский» радикализм нового Лесного кодекса находится в заметном контрасте с другими российскими законами.
Статья 2 Гражданского кодекса гласит, что «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систе-матическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Вряд ли сбор грибов и ягод, которым в основном можно заниматься лишь 3~4 месяца в году и урожайность которых очень сильно меняется год от года, может рассматриваться как «систематическое получение прибыли».
Статья 217 Налогового кодекса РФ определяет доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Она демонстрирует также понимание, что люди, выбравшие подобный способ повышения доходов, находятся на низком уровне жизни. В части 15 этой статьи указаны «доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд».
Интересно, что некоторые из разработчиков Лесного кодекса вроде бы тоже понимают это. В Комментарии к ст. 35 Лесного кодекса они признают, что:
«продажа гражданами добытых ими лесных ресурсов не означает, что они осуществляли использование лесов, не связанное с их собственными нуждами. Законодатель полагал, что граждане вправе распоряжаться добытыми лесными ресурсами аналогично тому, как распоряжаются полученной продукцией граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. (Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд. 2-е, доп./ Под общ. ред. Н. В. Комаровой, В. П. Рощупкина. - М.: ВНИИЛМ, 2007. - 856 с.). Настораживает лишь то, что подобные разъяснения содержатся в не имеющих юридической силы комментариях к закону, но не в самом тексте Лесного кодекса.
Правовая неопределенность в этом вопросе на уровне Лесного кодекса должна быть разрешена. В качестве возможного варианта решения этой проблемы можно рассматривать изложение ст. 35 Лесного кодекса ч. 1 в следующей редакции:
«Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса. Продажа гражданами пищевых ресурсов и лекарственных растений, если они собраны ими лично или членами их семей и домохозяйств, не означает, что они осуществляют использование лесов, не связанное с их собственными нуждами».
Аналогичные изменения должны быть внесены в ст. 33, которая регулирует использование гражданами для собственных нужд недревесных ресурсов леса.
ЛЕГАЛЬНЫЙ ЯГОДНО-ОРЕХОВО-ГРИБНОЙ БИЗНЕС ИЛИ «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»?
Необходимость спасения сотен тысяч российских граждан, которые получают дополнительный заработок за счет сбора и продажи грибов, ягод, орехов и других аналогичных лесных ресурсов, от принудительного зачисления в «предприниматели» достаточно очевидна.
К сожалению, объем дополнительной бюрократической нагрузки, созданной Лесным кодексом, может стать непреодолимым административным барьером и для малого предпринимательства, которое могло бы развиваться в сфере легального сбора и исполь-зования пищевых и других недревесных лесных ресурсов. Каким-то необъяснимым образом все это сосуществует с неоднократно высказываемыми намерениям руководства страны оказывать
поддержку и способствовать развитию малого бизнеса. Наверное, пришла уже пора от слов переходить и к делу. Для развития легального малого лесного бизнеса в сфере использования пищевых и других недревесных лесных ресурсов необходимы радикальные изменения в законодательно-нормативной базе.
Не очевидно будущее и того небольшого числа довольно крупных компаний, которые работают в этой сфере. Ведь кроме обширного объема документов, которые в соот-ветствии с новым Лесным кодексом, теперь понадобится подготовить предпринимателям, собирающимся легально использовать недревесные ресурсы леса, им придется решить еще и такую важную проблему, как отношения с местным населением.
Сдача в аренду лесного участка для сбора ягод, грибов или орехов отнюдь не отнимает у местного населения права свободно находиться на этих участках и собирать эти лесные ресурсы «для собственных нужд». Новый Лесной кодекс фактически заложил основы для неизбежных конфликтов арендаторов с местным населением.
Ситуация осложняется мировым финансовым кризисом и экономическим спадом, которые неизбежно затронут и Россию. В этих условиях было бы целесообразно рассмотреть возможность отсрочки вступления в силу ст. 32 и 34 Лесного кодек-
са, которые регулируют заготовку и сбор недревесных и пищевых ресурсов хотя бы на два-три года. Это позволит сектору недревесных и пищевых ресурсов леса пере-жить пик глобального финансово-экономического кризиса, а также завершения процесса организационного и нормативного реформирования российского лесного сектора.
К сожалению, многие положительные механизмы существовавшей ранее системы управления российскими лесами уже разрушены. Тем не менее есть надежда, что работоспособность некоторых ее компонентов хотя бы для таких краткосрочных целей, как спасение ягодно-орехово-грибного бизнеса, еще можно восстановить.
В противном случае уже в 2009 году приходится ожидать очень серьезных проблем для легального бизнеса, связанного с использованием недревесных и пищевых ресурсов леса. Плохо подготовленные и слишком радикальные законодательные, нормативные и органи-зационные реформы, совпавшие с мировым финансовым кризисом, могут привести к развалу этого бизнеса и вынудить предпринимателей в попытках выживания уходить в область теневой экономики.
Времени для решения этой острой проблемы, которая затронет жизнь сотен тысяч людей в лесных и сельских поселках, остается очень мало.